Как рождаются гидрофойлы: эксклюзив от Indiana Paddle & Surf Co
Как рождаются гидрофойлы: эксклюзив от Indiana Paddle & Surf Co

Как рождаются гидрофойлы: эксклюзив от Indiana Paddle & Surf Co

Как делают гидрофойлы? За кулисами компании Indiana Paddle & Surf Co с инженерами Яном Пютцем и Энди Видманном.

Вы когда-нибудь задумывались, как устроено производство вингфойла? Какой общий процесс и спецификация? Как инженеры выбирают технические параметры, такое как соотношение сторон, поверхность, профиль, контур и материалы? Чтобы это выяснить, мы обратились к инженерам и шейперам компании Indiana Paddle & Surf Co — Яну Пютцу и Энди Видманну. Они расскажут о своей роли и поделятся секретами дизайна оборудования… и даже поведают новости о предстоящих новинках!

Привет, Энди, привет, Ян, представьтесь, пожалуйста.

Энди: Привет, я Энди Видманн из Констанцы, где я родился и живу. Мои любимые виды спорта — вингфойлинг, виндсерфинг, вейв-сап, сноуборд и лыжи. Я занимаюсь водными видами спорта круглый год на Боденском озере, путешествуя от северной Дании до юга Франции на своём автобусе VW T5. Жизнь на берегу одного из крупнейших озёр Европы и рядом с горами привела меня туда, где я нахожусь сейчас. Мой отец — страстный моряк и инструктор по лыжному спорту, поэтому я с детства занимался этими видами спорта. Спортивный опыт в скейтбординге, начиная с девяти лет, и виндсерфингом с двенадцати привёл меня к увлечению серфом. Я начал создавать свои первые доски для виндсерфинга, серфинга и сноуборда в 1981 году, когда мне было 16 лет, и с тех пор я разрабатываю доски для каждого нового водного спорта. Логичным стало увлечение именно этой работой сразу после окончания школы.

Ян: Здравствуйте, я тоже живу в Констанце. Занимаюсь вингфойлом и увлекаюсь памп-фойлингом. Изучал машиностроение в Ахенском университете RWTH и работал в различных инженерных бюро. После более чем шести лет работы над проектом электростанций по выработке энергии океанских волн я стал независимым инженером. В рамках этой программы у меня появилась возможность реализовать проекты из самых разных областей, включая разработку медицинских технологий, тестирование автомобильных запчастей и судов на подводных крыльях (начиная с 2020 года). Работа над судами на подводных крыльях особенно вдохновляет, ведь она позволяет сочетать инженерию с развлечениями на воде. Разработка новых компонентов гидрофойлов, размышления о том, какие изменения приведут к какому эффекту, а затем возможность протестировать прототип прямо на озере перед домом — всё это придаёт моей работе совершенно новое измерение.

Какова ваша роль в развитии фойл-оборудования Indiana?

Энди: Всё началось в 2016 году с двух SUP-досок, когда Indiana потребовался шейпер с навыками формовки досок и знанием CAD-систем (системы автоматизированного проектирования). К 2018 году я уже разрабатывал доски для серфинга, кайтинга, вейкбординга, а также создал первую доску для вингфойлинга в Indiana. Эта конкретная доска эволюционировала из гибридной Wave-Foil-Sup-Hybrid в популярную 7-футовую AllinOne, которая сохранила свою оригинальную форму до сих пор. Моя задача как шейпера — предвидеть будущие продукты, разрабатывать и тестировать их, а также давать рекомендации по производству. Помимо основной команды Indiana, у меня здесь, в Констанце, есть команда из шести человек, которая отлично представляет рынок вингфойла независимо от возраста, веса и уровня подготовки. Помимо обратной связи, ребята помогают мне лучше понять, какое оборудование хотели бы видеть на рынке. Так как я катаюсь на озере и не являюсь профессиональным спортсменом, мои разработки ориентированы на использование на плоской воде и массовый рынок. Речь идёт о досках и крыльях, а также мачтах, фюзеляжах и аксессуарах вроде ножных ремней. Часто я создаю прототипы прямо в своей мастерской на станке с ЧПУ и потом тестирую их на воде вместе с командой.

Ян: Вместе с Энди мы работали над всеми новыми продуктами, вышедшими за последние годы. Каждый приносит в команду уникальный опыт. На начальных этапах разработки я делаю предварительную оценку концепции, а позже провожу полное трёхмерное моделирование в CAD вплоть до мельчайших деталей, готовлю чертежи и производственные спецификации. Потом присоединяюсь к Энди на испытаниях прототипов, делюсь впечатлениями с нашими райдерами и амбассадорами Indiana. Их отзывы играют ключевую роль в нашем дальнейшем прогрессе.

Можете ли вы описать процесс разработки оборудования? Какие этапы вы проходите?

Ян: На первых этапах происходит много обсуждений, мозговых штурмов и анализа рынка. Команда разработчиков встречается, и дискуссии бывают весьма оживлёнными (в хорошем смысле, конечно). Затем наступает этап технического проектирования, где я моделирую и рассчитываю фойлы. Далее идёт детализированное проектирование в CAD, и мы стремимся как можно быстрее создать и протестировать прототипы. Но перед тем как покупатель получит идеальный продукт, в фоновом режиме происходит масса процессов, которые зачастую остаются незамеченными. Например, это графический дизайн и множество мелочей вроде спецификаций или размещения товара в интернет-магазине.

Энди: Я принимаю участие во всех перечисленных этапах.

А конкретно, как выглядит процесс проектирования переднего крыла гидрофойла?

Энди: Учусь на практике, методом проб и ошибок, потому что нередко, когда я работаю над чем-то новым, аналогов на рынке ещё нет. Этот подход позволил мне накапливать опыт, учитывая каждую деталь, чтобы минимизировать ошибки с самого начала. Материал и производственный процесс достаточно просты, так как из углеродного волокна можно сделать точный и жёсткий фойл нужной формы. Выбор профиля и соотношения сторон зависит от того, какими характеристиками должен обладать новый фойл. Проанализировав различные гидрофойлы, в том числе и конкурентов, я получаю понимание, как работают те или иные комбинации параметров. Определившись с желаемыми характеристиками, я проектирую гидрофойл, а Ян проводит расчёты, чтобы убедиться, что мы движемся в правильном направлении. Затем мы изготавливаем и тестируем изделие, надеясь, что нам не придётся повторять этот цикл слишком часто, чтобы достичь нужного результата.

Ян: Проектирование подводных крыльев основывается на тех же принципах, что и разработка аэродинамических крыльев самолётов. Хотя основные элементы дизайна понятны, создание гидрофойла — это не просто следование рецептам, а творческий процесс. Все параметры взаимосвязаны. Сначала вручную вносятся начальные данные, такие как расчётная скорость и геометрия крыла. Исходя из полученных цифр (например, необходимого коэффициента подъёмной силы, числа Рейнольдса, удлинения), я обращаюсь к книгам по аэрокосмическим и авиационным технологиям, чтобы выбрать правильный профиль. Важно уметь интерпретировать полярные диаграммы, показывающие характеристики различных частей профиля.

Каждый выбор — это компромисс между разными факторами. Известно, что увеличение удлинения повышает эффективность фойла благодаря снижению индуктивного сопротивления, однако требует более высокого уровня мастерства от райдера.

Можете ли вы рассказать о сериях гидрофойлов от Indiana, над которыми вы работали?

Ян: Для создания идеального продукта требуются усилия всей команды Indiana. Обычно один из нас берёт на себя руководство проектом. Например, Энди курировал серию MAR и новые передние крылья и стабилизаторы. Я отвечал за 1396P и несколько совершенно новых крыльев, а также новую алюминиевую мачту.

Для каких дисциплин и уровней райдеров подойдут эти серии?

Энди: Моя серия MAR предназначена для вингфойла. Она подходит как новичкам, так и опытным вингфойлистам в зависимости от выбранного размера. Её можно использовать для фрирайда в виндфойлинге. Новая линейка Performance предлагает большую скорость, контроль и управляемость, поэтому она подойдёт для райдеров среднего и профессионального уровня, катающихся на плоской воде и волнах. Также эта серия подходит для фойл-серфинга или даунвинда на медленных волнах.

Ян: Модель 1396P создавалась для достижения максимального подъёма на минимальной скорости. Это делает её идеальной для низких стартовых скоростей, длительного пампинга и идеально подходит для райдеров среднего уровня, осваивающих фойл-серфинг. Лично мне этот фойл нравится для катания за волнами от медленно идущих лодок, таких как те, что разрешены на Зеехаине в Констанце из-за ограничений скорости. Раньше казалось невозможным катание на столь маленьких волнах с существующими фойлами. Новый Condor XL акцентирует внимание на скольжение. Он требует большего времени для освоения пампа, но дарит удовольствие от острых и манёвренных поворотов. Рекомендую его каждому райдеру среднего уровня и выше, кто ценит длинные глиды и разнообразие в радиусах поворотов.

Также, если я правильно понимаю, вы участвовали в разработке вингфойл-досок Indiana. Насколько схож этот процесс с разработкой гидрофойла? Сейчас наблюдается тенденция к доскам для даунвинда…

Энди: Да, я разработал вингфойл-доски, которые стали для меня естественным шагом. Моя команда и я занимаемся этим спортом с самого начала. Первой моей разработкой стала универсальная доска для начинающих и продвинутых. Она должна быть устойчивой при старте с колен, затем легко набирать скорость и без труда отрываться от воды. Легкость на доске и на гидрофойле — вот в чем вся суть. Мои десятилетия опыта в виндсерфинге дали мне необходимые знания. Следующая линейка досок получила усложнённые формы и меньшие размеры, предназначенные для продвинутых райдеров. В Индонезии мы заметили тренд на даунвинд ещё год назад. Гуннар (Биниаш, мой коллега-разработчик из Индонезии и профессиональный райдер, проживающий на Фуэртевентуре), предложил SUP-доску для океана, разработку которой мы начали весной. Основываясь на отзывах, я создал линейку вингбордов для даунвинда, рассчитанных на ранние полеты с небольшими крыльями, которые скоро появятся в продаже. Недавно я также разработал два размера SUP-досок для даунвинда на относительно спокойной воде. Условия в океане и на плоской воде настолько различны, что и формы досок должны быть радикально разными — следите за новостями.

И, наконец, что же ждёт гидрофойлы от Indiana?

Энди: Мы разрабатываем новую линейку мачт из карбона и алюминия. Благодаря новому профилю, мы увеличим скорость и снизим вентиляцию. Мы активно работаем над формой стабилизаторов, ведь там остаётся много нереализованных возможностей. Наконец, мы создаём монолитную конструкцию гидрофойла для лучшего распределения нагрузки и минимального сопротивления.

Ян: Все наши новинки, наконец, получат новые названия, что упростит обсуждение технологий на пляже и в пабе. Уже совсем скоро появится наше новое фойл-крыло — Condor XL. Наш новый амбассадор, Жерóм Бодó, уверен, что с новой моделью гидрофойла для пампинга с большим скольжением он сможет превзойти свои предыдущие рекорды! В разработке находятся также новые стабилизаторы для памп-фойла и две серии новых передних крыльев для опытных райдеров, а также уменьшенные версии Condor для памп-фойлов — оставайтесь на связи!

Спасибо Яну и Энди за этот увлекательный рассказ об инновациях и дизайне в Indiana!

 

Предлагаем обсудить в нашем чате — https://t.me/wingsurfer