В интервью профессионал вингфойла Хеннинг Нокель рассказал, какие гидрофойлы нужны для волн и фристайла и что райдеры часто делают неправильно.
Хеннинг Нокель не только один из лучших немецких серферов по волнам и фристайлу, но также участвует в тестировании и разработке новых моделей от Fanatic и Duotone. Мы спросили его, что следует учитывать вингфойлерам, которые хотят начать заниматься волнами и фристайлом, при выборе правильного фойла.
Хеннинг, фойлы открывают совершенно новое измерение и позволяют вам кататься даже на мини-волнах в течение длительного времени. Вопрос о том, какие гидрофойлы для этого использовать, часто задают новички вейв вингфойла. На что вообще следует обратить внимание?
Любой, кто когда-либо пробовал скатиться с волны на фойле, очень быстро очаровывается. Иногда это выглядит не так эффектно со стороны, но энергия волны по настоящему завораживает. Хотя индустрии это может не понравиться, мой совет всегда начинать с гидрофойла, который вы используете на плоской воде.
Похоже, любой гидрофойл подходит и для волн?!
Конечно, есть большие различия. Но если вы весите 95 кг, летаете в основном по внутренним озерам и катаетесь на большом переднем крыле 1800, то попробуйте использовать его сначала на волнах, даже если все говорят вам, что крыло слишком большое. Вместо того чтобы покупать радикально маленький набор фойлов, найдите место с подходящими вам условиями, желательно со спокойными не обрушивающимися круглыми волнами. Контроль является ключевым на волне.
На рынке проводится общее различие между гидрофойлами с большим удлинением (High-aspect-Foils) и «гидрофойлом с малым удлинением» (Low-aspect-Foils). Каковы сильные и слабые стороны различных типов фойлов?
В целом переходы у 2 типов плавные, но в целом можно сказать: на больших удлиненных фойлах скольжение лучше за счет размаха. Это означает, что они продолжают летать с хорошей скоростью даже на волнах без нужного давления. Поэтому, если вы в основном находитесь в местах с маленькими ветровыми волнами, это может быть как раз то, что вам нужно. Из-за небольшого размаха крыльев фойлы с малым удлинением обычно легче поворачиваются и маневреннее, вы можете использовать их для полета на более узких радиусах. Часто это связано с тем, что законцовки крыла немного выше фюзеляжа, а значит, гидрофойл может лучше катиться вокруг продольной оси. Если вы хотите заниматься вингфойл серфингом, используйте удобный для вас гидрофойл.
Как вы думаете, каковы недостатки двух типов гидрофойлов?
Как я уже сказал, оба типа оправданы, в зависимости от того, что вы ожидаете от гидрофойлов для волны. Крылья с большим размахом, конечно, ограничены с точки зрения радиуса, поэтому вы, как правило, скользите по широким дугам, что также может быть здорово. С медленными волнами может случиться так, что вы быстро уйдете от волны. Так что придется немного задержаться на гребне волны удлиняя карвинг — медленно разворачиваясь. Всегда главное — контроль, катаетесь ли вы по волнам или прыгаете.
Какое влияние на ходовые качества оказывает длина фюзеляжа?
Общее правило — легче поворачивать, если использовать более короткий фюзеляж. Но я также предостерегаю вас от использования слишком короткого фюзеляжа, потому что короткий фюзеляж более требователен к уровню райдера. А если половину сеанса пролежать в воде, то лучше от этого не станет никому. Некоторое время я ездил на 60-сантиметровом коротком фюзеляже, но потом вернулся к более длинному 68-му. В результате я немного потерял способность поворачивать, но повороты стали более контролируемыми и плавными. Это также требование, которое я предъявляю к моему вейврайдингу — он должен выглядеть плавным и гармоничным. То же самое и с доской: многие люди думают, что если они хотят заниматься вингфойл серфингом, им нужна маленькая доска. Это ошибка. В волне вы должны иметь возможность быстро стартовать после падения, поэтому берите доску достаточного объема и гидрофойл не слишком маленького размера.
Какой размер фойла имеет смысл на волне?
Конечно, это сильно зависит от веса, ваших способностей, типа гидрофойла и силы ветра. Как я уже сказал: возьмите фойл того размера, который вы бы использовали на плоской воде при таком же ветре. Для меня, который весит чуть более 70 кг, это часто переднее крыло площадью 800 см2. Если вы тяжелее, то крыло должно быть конечно больше, вы также можете начать с переднего крыла 1800 на волне.
Тем не менее размер переднего крыла тоже может быть ограничивающим фактором, верно?
В конце концов, все дело в скорости и контроле. Если волна станет мощной, большое переднее крыло в конце концов достигнет своего предела скорости, у гидрофойла будет слишком большая подъемная сила, и вы больше не сможете его контролировать. Чем больше и мощнее волна, тем меньше нужно выбирать переднее крыло. Маленькие крылья просто быстрее. Но не стоит ошибаться, выбирая слишком маленькие и тонкие передние крылья, ведь каждая ошибка будет наказываться падением. Также существует опасность не встать на фойл после падения.
Ваш последний совет для всех новичков в волнах?!
Начните с фойлом, с котором вам удобно. Найдите умеренно спокойный спот. Когда вы почувствуете себя уверенно на волне, начните модернизировать отдельные компоненты вашего фойла — например, с более быстрым передним, стабилизатором или немного более коротким фюзеляжем.
Используете ли вы этот же гидрофойл для фристайла?
Да в принципе я не делаю различий. Во фристайле тоже хочется чувствовать себя комфортно и не менять постоянно настройки.
Чрезвычайно маленькие крылья используются во фристайле, верно?
Вот правда на профессиональном уровне многие профи используют передние крылья площадью всего 600 см2. Здесь действует правило: чем меньше, тем быстрее. И если вы хотите сделать сальто назад или 720 из плоской воды, вам, очевидно, нужны скорость и высота. В конце концов, вы выучите больше трюков и быстрее, если у вас будет больше попыток. Поэтому, если вы стоите около половины сеанса из-за того, что гидрофойл слишком мал, вы на неверном пути. В любом случае, для базовых движений, таких как 360, практически нет ограничений. Даже с фойлом 1800 можно научиться 360.
Спасибо, Хеннинг, за интервью!