Кайтвинг: История развития и перспективы с Патриком Поллаком
Кайтвинг: История развития и перспективы с Патриком Поллаком

Кайтвинг: История развития и перспективы с Патриком Поллаком

 

Кайтвинг: Интервью с Патриком Поллаком

Мы обсудим с Патриком Поллаком развитие вингфойла и кайтвинга.

Виндсерфинг и кайтсерфинг давно стали популярными видами водного спорта. Однако за последние десятилетия появилось немало интересных новинок. В 1980-е годы привлек внимание Wind Weapon — крыло, закрепляемое на доску для виндсерфинга через мачту. Позже, на рубеже тысячелетия, появился кайтвинг, напоминающий симметричный парус для виндсерфинга. Эти небольшие кайты чаще использовались не на досках для серфинга, а для передвижения на лыжах благодаря силе ветра.

Патрик Поллак — один из первопроходцев этого вида спорта. С 2006 по 2009 год он создал несколько видеороликов, посвященных новому направлению.

Интервью с виндсерфером из Словакии о кайтвинге.

— К тому моменту ты уже имел значительный опыт в виндсерфинге. Когда и как ты узнал о кайтвинге?

— Из-за зимних перерывов, связанных с холодами, поездки в теплые страны были дорогими, а катание дома — некомфортным. Когда моя сестра переехала в Финляндию, я впервые увидел кайтвинг на снегу. Сразу стало ясно, что это именно то, чего мне не хватало зимой.

— Помимо виндсерфинга, ты был и профессиональным лыжником. Интерес к кайтвингу возник в первую очередь для зимних занятий или для воды?

— В первую очередь это касалось зимы, но я сразу заметил, что кайтвинг подходит и для лета, будь то на земле или на воде.

— Где ты впервые попробовал кайтвинг? Поначалу на воде или же на суше, например, на скейтборде? Какие еще эксперименты проводились?

— Первые опыты были на лыжах и коньках. Затем я протестировал кайтвинг на суше — на маунтинбордах и роликах. И наконец, перешел на воду. Чтобы крыло не тонуло, мы использовали пенопластовые вставки. Все тесты проходили на гладкой воде при сильном ветре.

— Поскольку кайтвинг не крепится жестко к оборудованию, ты можешь использовать его практически с любым средством передвижения. Например, на фестивале ветра в Леукате (Франция) мы даже катались на водных лыжах.

— Как ведет себя жесткое крыло?

— Благодаря своей конструкции с ламелями из прочного алюминия, кайтвинг сохраняет свою форму даже при сильных порывах ветра. Это обеспечивает стабильность точки давления и позволяет использовать одно крыло в широком диапазоне условий. Зимой я преимущественно использовал крыло размером 5,5 метров и лишь иногда переходил на меньшие размеры, даже при ветрах свыше 25–30 узлов.

— На старых видеозаписях видно, что основным направлением стало катание на лыжах. Как тебе удалось развить эту дисциплину?

— Зимой основное внимание уделялось катанию на лыжах с кайтвингом. Многие финны также использовали крыло с коньками на льду, особенно в начале зимы, когда лед уже покрывался тонким слоем снега. Наша цель заключалась в достижении максимальных скоростей и выполнении эффектных прыжков. Проводились соревнования по фристайлу и слалому.

Одним из крупнейших мероприятий стала гонка King of the Wing в Словакии в 2005 году, поддержанная Red Bull. Соревнования по Wing Racing остаются частью программы WISSA (Всемирной ассоциации парусного спорта на льду и снегу).

Также помню, как в 2006 году Феликс Баумгартнер учился летать на кайтвинге в Лапландии. Тогда у него возникла сумасшедшая идея — прыгнуть с вертолета и приземлиться на лыжи на горном склоне. Но, похоже, эта задумка оказалась слишком рискованной.

— Почему эти идеи не получили дальнейшего развития? Что случилось с кайтвингом после этого периода?

— Надежность снежного покрова зимой постепенно ухудшилась, и найти подходящие условия стало сложнее. Несмотря на отсутствие спонсоров, некоторые мероприятия продолжили проводиться в Лапландии, но потом прекратились. Была идея организовать проект, посвященный столетнему юбилею экспедиции Амундсена на Южный полюс, но она осталась нереализованной.

— Ты также активно развивал карьеру в виндсерфинге, участвуя в соревнованиях по спидсерфингу и курс-рейсу. Неужели это направление оказалось интереснее кайтвинга?

— Я продолжал заниматься обоими видами спорта, насколько позволяли мои ресурсы и время. В период с 1996 по 2012 год я участвовал в отборочных этапах Олимпийских игр по виндсерфингу, трижды пытаясь пройти квалификацию. Этот процесс поглощал большую часть моего бюджета и времени.

— Три года назад произошел прорыв в развитии надувных вингов. Они позволили кататься на воде даже при слабых ветрах. Ты сразу заинтересовался этим направлением?

— Да, я сразу оценил потенциал надувных крыльев. В какой-то момент компания Kitewing создала крыло площадью 7,5 квадратных метра специально для воды. Я опробовал его в Новой Каледонии.

— Используешь ли ты сейчас кайтвинг для вингфойлинга?

— Пока нет, но я планирую совершенствоваться и, возможно, однажды попробую кайтвинг на фойлборде.

— Каковы различия между современными надувными крыльями и классическим кайтвингом?

— Находясь в движении, вес кайтвинга практически не ощущается. Например, на льду достаточно всего 4 узлов ветра. Преимущество кайтвинга заключается в его стабильной алюминиевой конструкции и большом рабочем диапазоне. Углубление профиля можно регулировать на гике, а гибкость мягких концов крыла позволяет выполнять маневры, как на слаломном парусе.

— Возможно ли использование легких жестких крыльев на воде, учитывая современные технологии?

— Уже существуют углепластиковые трубки для кайтвинга, которыми я пользуюсь много лет. Думаю, что опытные райдеры смогут применять такие крылья для увеличения стабильности и скорости. Однако надувные крылья удобнее для большинства пользователей.

— Видишь ли ты перспективы использования надувных крыльев на снегу, подобно кайтвингу?

— Скорее всего, ограничения здесь зависят исключительно от смелости самих райдеров. Мы никогда не пробовали делать сложные элементы вроде бэклупов или вращений на 360 градусов, потому что всегда приземлялись на твердый снег. Если такие трюки освоят на воде, то вскоре они появятся и на снегу.

— Заглянув в будущее, какие перспективы видятся для развития кайтвинга?

— Важно помнить о прошлых уроках. Мы надеялись, что кайтвинг станет популярным, например, в фильмах про Джеймса Бонда, но этого не произошло. Тем не менее, наша страсть к спорту позволила нам продолжать развивать его дальше.

Сейчас индустрия надувных крыльев находится на подъеме, и важно сосредоточиться на массовом рынке, а не только на профессиональном оборудовании. Если отрасль сможет привлечь широкую аудиторию, спорт может обрести огромную популярность.

Фойлы помогают вингам развиваться летом, а кайтвинг остается отличным выбором для зимних развлечений на льду и снегу. Надеюсь, что скоро смогу попробовать кайтвинг на фойле — должно получиться нечто интересное!

Самое главное в кайтвинге — ощущение свободы. Как на воде, так и на снегу, ты можешь выбирать свой путь, не ограничиваясь прямыми линиями. Возможность планировать и летать над заснеженными лапландскими холмами на кайтвинге невероятно вдохновляет. Хотелось бы вновь собраться с командой и вернуться туда снова.